Аннотация на роман «Обязательно завтра»

«Обязательно завтра»

роман, 13,5 а.л. 1965 г.

События происходят в Советском Союзе, в Москве, в период «хрущевской оттепели».

Молодому студенту Литературного института имени А.М.Горького, Олегу Серову, заведующий отделом журнала «Молодая гвардия» поручает написать очерк о проблеме преступности несовершеннолетних. Причем главным образом – на сексуальной почве.

Олег с энтузиазмом берется за дело, начинает посещать  райкомы комсомола, прокуратуры – знакомится с материалом. Он добивается встречи с Заведующим отделом ЦК комсомола, а также получает возможность побывать в КПЗ и в тюрьме, где несовершеннолетние преступники отбывают срок заключения. Он пытается понять причины происходящего и способы решения этой острой проблемы.

И как раз в это же самое время происходят в его жизни события, косвенно связанные с той же проблемой. Живет он один в комнате коммунальной квартиры — мать его умерла, когда ему едва исполнилось 6 лет от роду, а отец погиб в автокатастрофе, когда Олегу было всего лишь 11. Жил он под опекунством бабушки и двоюродной сестры, однако вскоре умерла и бабушка.

Тем не менее, он закончил школу с Золотой медалью и поступил в Московский Государственный Университет на Физический факультет. Но проучился там всего лишь два с половиной курса, так как у сестры появилась своя семья, а прожить на стипендию было очень трудно, к тому же – это главное! – он понял, что больше всего в жизни его привлекает не физика, а человеческие судьбы. Он решил стать писателем!

С самого детства Олег – несмотря ни на что! – ощущал радость жизни, он чувствовал любовь к людям и ко всему живому вокруг. И еще он никак не мог понять: почему люди так много врут? В школьные годы он начал вести дневник и пытался писать рассказы обо всем хорошем – о природе, о хороших, добрых людях, о девочках, которые ему очень нравились, о рыбной ловле… Рассказы эти никто не хотел печатать, почему он и думал, что будет – параллельно! —  и физиком, и писателем.

Но к третьему курсу окончательно понял, что нужно выбрать одно. И выбрал писательство – ушел из Университета и «ринулся в жизнь» — работал на заводе, на стройке, фотографом, подсобным рабочим, продолжал писать рассказы и повести, которые по-прежнему возвращали из всех журналов.

В конце концов он решает поступить в Литературный институт и – несмотря на то, что ни один из его рассказов не был опубликован, — с триумфом проходит Творческий конкурс, предоставив в Приемную комиссию напечатанные на машинке рукописи.

И вот однажды в одном из журналов ему и поручают написать очерк «на злободневную тему».

И именно в это самое время в его комнате коммунальной      квартиры собирается небольшая компания, в которую один из его приятелей приводит девушку, а точнее – молодую женщину 26 лет, в которую Олег Серов влюбляется с первого взгляда. Зовут ее Лора.

Она отвечает ему взаимностью, но почти сразу же выясняется, что судьба ее в немалой степени соответствует той самой проблеме, в которую погрузился Олег в связи с работой над очерком. В 15-летнем возрасте ее изнасиловал отчим, отца своего она даже не знает, а живет сейчас вдвоем с матерью, которая беспробудно пьет и вот-вот угодит в тюрьму за кражи.

А Лора работает в военной Академии, где учатся молодые мужчины, она красива, за работу получает гроши, и чтобы выжить и содержать мать, ей приходится порой «идти на компромисс». А с замужеством пока не складывается.

Для Олега это шок, тем более, что он всем своим существом ощущает женскую прелесть Лоры, ее доброту, и очень остро переживает роковые стечения обстоятельств в ее судьбе.

То есть с Лорой происходит, оказывается, ровно ТО ЖЕ САМОЕ, что увидел он в судьбе многих  из «маленьких преступников», с которыми познакомился в связи с работой над очерком. То есть не доброта и сочувствие, а – жестокость и ложь царствуют в мире. Главное же – непонимание друг друга, желание не помочь, а – воспользоваться и подчинить другого, несмотря на то, что и лучшие писатели, и сама советская идеология призывают к другому! Самое же главное и мерзкое, с его точки зрения, — всеобщая ложь!

Помочь любимой женщине он не может – сам живет на копейки, предан своей работе писателя и уже понимает, что настоящие, то есть правдивые, рассказы его публиковать в Советском Союзе не будут, скорее всего не опубликуют и очерк, в котором он не собирается славить КПСС и политику «нашего Никиты Сергеевича», а напишет ПРАВДУ, как он ее видит.

Ведь получается, что и он сам, Олег Серов, студент Литинститута, в значительной степени находится в том же положении, что многие из тех, о ком он должен написать очерк. В том же положении фактически находится  и Лора, которая может улучшить свое материально положение лишь в том случае, если «пойдет на компромисс».

Материально обеспечены и более-менее свободны лишь те в Советском Союзе, кто лжет, идет на компромисс и полностью поддерживает политику Партии, вожди которой сами лгут и сплошь да рядом не соблюдают те принципы, которые провозглашают.

Очерк получается слишком мрачным, и в какой-то момент Олег все же пытается отчасти тоже пойти на компромисс и сделать такой очерк, какой устроит редакцию журнала. Только «для начала» — чтобы, пробившись в журнальные авторы, в дальнейшем писать только честно. Но написать лживо патриотический и славящий политику Партии и Комсомола очерк, у него естественно, не получается. Лгать и подгонять «под нужное» он не может никак.

Так что ни помочь Лоре, ни хоть как-то повлиять на ее судьбу – как и на судьбу «маленьких преступников» — он не в состоянии.

Лора влюблена в Олега, но она, естественно, мечтает о семье и о детях и понимает бесперспективность их союза. Она продолжает свой поиск состоятельного мужа или хотя бы просто «содержателя». Они с Олегом расстаются.

Для Олега Серова история с очерком и печально закончившийся роман с Лорой становятся серьезнейшим потрясением. Вовсе не собираясь «исправлять и улучшать» очерк для журнала, он продолжает свое «исследование проблемы» — о судьбах ребят, совершавших преступления и попавших в тюрьму сплошь да рядом в силу сложившихся обстоятельств, «семейных» и «социальных», о том, что происходит в Советском Союзе даже в период «оттепели» не только среди несовершеннолетних, но – в масштабах страны. И, конечно же, о судьбе красивой женщины Лоры…

Он верит в идеи, во имя которых был создан Советский Союз, но видит, что с некоторых пор все в СССР делается НАОБОРОТ.

 

И он начинает писать свой первый роман – о том, как ВСЕ БЫЛО НА САМОМ ДЕЛЕ в связи с работой над очерком и с Лорой.  Он верит в здоровое природное ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ начало в людях и убежден, что ни при каких обстоятельствах, несмотря ни на что нельзя его предавать. Другого выхода нет.

И никакие достижения физики, никакие синхрофазотроны и коллайдеры, никакие гаджеты, а уж тем более деньги и побрякушки, никакой капиталистический «прогресс», никакое «материальное благосостояние» не помогут, если утрачено ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ.

И он верит, что его роман – несмотря ни на что! – будет опубликован. Обязательно. Завтра. Потому что в нем – ПРАВДА.

Ведь только правда может подсказать людям, как жить по-человечески, а не охотиться друг на друга и не ждать покорно, когда пойдут в ход горы накопленного людьми оружия, и погибнет ВСЕ.